Ли Цзюньчжи, директор по международным рынкам Dongfeng Motor Corporation («АВТОСТАТ»)

21.05.2018

Во время 15-го Пекинского международного автосалона партнер аналитического агентства «АВТОСТАТ» Игорь Моржаретто пообщался с директором по международным рынкам Dongfeng Motor Corporation. Ли Цзюньчжи рассказал ему о стратегических планах компании, о развитии линейки электромобилей и о том, за счет чего планируется нарастить продажи в России.

Ли Цзюньчжи

- Как вы планируете продвигать марку на международных рынках? Какие регионы считаете приоритетными, какие продукты думаете продвигать в первую очередь?

- По стратегии продвижения марки на международных рынках на ближайшие 3 года мы будем действовать по системе 3+3+N. Это значит, что мы хотим построить 3 сборочных предприятия за рубежом и открыть 3 региональные торговые компании.

Причем производственные компании и фирмы-дистрибьюторы не обязательно должны находиться в одних и тех же странах. Дальше. Наши шаги по появлению на каждом из рынков мы разделяем на три этапа: выйти, войти и подняться.

Выйти – это понять, какие продукты нужны тому или иному рынку, какие модификации, изучить вкусы местных потребителей, провести маркетинговые исследования и все работы по сертификации моделей. Дальше предстоит не менее сложная задача – войти.

У нас много моделей, но, чтобы зайти на какой-то рынок, надо изучить местное законодательство, построить дилерскую и сервисную сеть, создать склад запчастей и т.д. А дальше – закрепиться и подняться.

Почему мы так тщательно планируем свои шаги? Сегодня китайский рынок является самым крупным автомобильным рынком в мире, и Dongfeng занимает второе место по объемам продаж, является лидером и по качеству продукции, и по узнаваемости бренда, по качеству послепродажного обслуживания. Словом, на своем рынке мы везде на хороших позициях. Но, к сожалению, ни в одной стране мира у нас нет таких позиций. Поэтому задача на ближайшие три года - хорошо поработать и закрепиться за рубежом. И в первую очередь наша надежда на рынки Ирана, Южной Америки и России. В ближайшей перспективе мы надеемся стать здесь китайской компанией номер один.

- Скажите, что, на ваш взгляд, нужно сделать компании Dongfeng, для того, чтобы выйти на рынки не только развивающихся стран, но и развитых?

- Такую задачу ставит перед всеми автопроизводителями правительство Китая. Конечно, в перспективе мы надеемся выйти на основные рынки Северной Америки и Европы. Мы надеемся, что через несколько лет бренд Dongfeng станет таким же известным, как Volkswagen. Китайские автомобили уже сейчас соответствуют международным стандартам, но этого мало. Мы хотим быть первыми в новых, перспективных направлениях, и предложить в Америке и Европе совершенно новые продукты.

- Вы имеете в виду электромобили? Готовы предложить новинки с выдающимися параметрами?

- В Китае сейчас принято политическое решение по развитию электромобилей; это будет фундаментом для быстрого развития отрасли. В 2017 году китайское правительство приняло новый стандарт для автопроизводителей. То есть, компании могут выпускать автомобили, если средний выхлоп в атмосферу вредных веществ не превышает определенных, очень строгих показателей. Поэтому все начали выпускать только двигатели, соответствующие нормам Евро-5, Евро-6, гибриды и электромобили. Иначе компания будет вынуждена платить очень серьезные штрафы за каждый выпущенный автомобиль, который нормам не соответствует, а дальше могут последовать и другие административные меры, вплоть до закрытия производства.

С другой стороны, правительство оказывает государственную поддержку предприятиям, которые выпускают современные электромобили – на НИОКР, продвижение, и особенно на создание батарей нового поколения. Батарей большого объема, способных обеспечить большие пробеги. Поэтому мы разработали новую модель Е70, она рассчитана именно на эксплуатацию на дальних дистанциях.

Работаем над сокращением стоимости электромобилей, ведь сейчас они на 80 - 100% дороже, чем обычные автомобили того же класса. Надеюсь, в ближайшее время мы сумеем сократить эту разницу – такие возможности мы видим. Хотя рассчитываем по-прежнему и на государственную поддержку – и наших работ, и для потребителей этой продукции.

Помимо чистых электромобилей, мы также выпускаем гибриды. На нашем стенде на Пекинской выставке мы представили автомобиль, выпуск которого планируем освоить в ближайшем будущем. На одной зарядке аккумулятора этот автомобиль может проехать около 500 км, плюс на бензиновом двигателе – еще 500. Итого – тысяча километров без дозаправки! Имея такой продукт, можно выходить на рынки развитых стран, согласитесь?

- Ваша компания уже второй раз принимает участие в престижной парусной регате Volvo Ocean Race. Будете ли вы поддерживать и другие спортивные соревнования?

- Да, мы участвуем в парусной регате Volvo Ocean Race. Более того, наш экипаж – один из лидеров этой захватывающей гонки. Видимо, будем поддерживать эти соревнования и в будущем. Впрочем, хотели бы участвовать и в иных спортивных мероприятиях мирового уровня. Например, мы хотели бы стать одним из партнеров Чемпионатов мира по футболу, но тут, насколько я знаю, целая очередь из желающих. Поэтому думаем, выберем другой интересный для нас вид спорта. Это первое направление.

Второе – я уже сказал, что мы хотим развивать наше присутствие на определенных рынках. Например, в России. И у вас мы хотели поддержать не только проведение каких-то важных спортивных мероприятий, но и некоторые события в области культуры. То есть то, чем ваша страна известна на весь мир.

- Если мы заговорили о России, насколько вы удовлетворены динамикой продаж марки DFM в РФ?

- Не очень. К сожалению, есть объективные причины, почему наши продажи не растут - из-за кризиса, который начался в 2014 году, из-за проблем, которые возникли в связи с необходимостью у вас устанавливать оборудование системы «ЭРА-Глонасс»… Плюсом к тому политика вашего государства, которое не распространило меры господдержки на китайских производителей. Но, может, это и к лучшему? Потому что с вашего рынка ушли компании, которые не собирались здесь работать всерьез и долго, и остались только качественные модели автомобилей. Потому что сегодня только такие машины и готовы покупать россияне.

Рынок сжался, конкуренция только выросла. Но мы руки не опускаем, для нас Россия - это большой рынок. Сейчас в год продается около 1,5 млн новых автомобилей, а в перспективе – будет в два раза больше. Поэтому мы никуда не собираемся уходить, а со временем надеемся на рост продаж.

- В этом году планы по объемам продаж какие?

- Не очень большие, рассчитываем продать около 3 тысяч. Но это будут только современные, качественные модели. Сейчас ведь нет такого, как раньше, когда мы позволяли себя выпускать модели попроще – только для китайского рынка и потребителей из развивающихся стран. Мол, они менее требовательны, и в целях экономии выбирают только дешевые комплектации... Сейчас такого нет. Потребитель и у вас, и у нас стал другим. Поэтому машины, которые мы выпускаем, соответствуют самым строгим зарубежным требованиям и характеристикам.

Но все-таки обычно мы сначала «обкатываем» новую модель в Китае, а примерно через год начинаем ее продвигать на внешних рынках. При этом, конечно, учитываем требования каждого рынка, курс юаня к местной валюте… Если понимаем, что на вашем рынке, скажем, мы будем продавать не менее 100 машин в месяц, есть смысл модель сертифицировать и завозить. Я думаю, где-то через полгода мы начнем в РФ продавать наш новый кроссвэн – модель 580, а в начале следущего года у дилеров появится и молодежный кроссовер АХ4. У нас в КНР эти модели пользуются большой популярностью.

Так, DFM 580 – это очень удачная машина, в Китае ежемесячно продается в количестве свыше 20 тыс. штук. Мы хотели этот 7-местный автомобиль предложить российским покупателям раньше, но оказалось, что новое производство не справлялось с удовлетворением спроса на внутреннем рынке. Кроме того, мы готовили специальные комплектации для России (с дополнительной антикоррозийной обработкой, подогревом всех сидений и т.д). Но сейчас уже все готово, и с апреля мы начали процедуру сертификации этих двух моделей в России.

- На автосалоне в Пекине вы представили абсолютную новинку - кроссовер Т5. Пока не известно, придет он на российский рынок или нет?

- Пока не понятно, но исключать такую возможность не буду. В принципе, перспективы для экспорта есть.

- А почему все модели компании называются по разным принципам? Одна носит просто цифровой индекс («580»), другая – две буквы и одна цифра («АХ4»), третья – просто Т5?

- У нас в компании четыре завода-производителя, и по традиции каждый из них имеет свои названия моделей, которые дополнены еще иероглифами (мы в русском наименовании их убрали, чтобы не запутать ваших потребителей). Для китайских покупателей такая система обозначений понятна.

- Может, для российского и других рынков какую-то единую систему избрать в названии, чтобы людям понятнее было?

- Согласен с вами, возможно, в будущем мы придем к такой системе. Сегодня же мы приняли решение – на международных рынках писать полное название компании: Dongfeng. Раньше на легковых автомобилях писали сокращенное – DFM, а на коммерческих – полное. Теперь будет везде одинаково. Считаю, что это к лучшему.

- В целом ошибки не будет, если в тексте написать DFM?

- Никаких проблем! Потому что это аббревиатура Dongfeng Motor Corporation.

- Что касается рекламной стратегии Dongfeng на российском рынке - может быть, стоило сделать ее более активной?

- А мы достаточно активно ведем себя на вашем рынке! Участвуем каждый раз в ведущих автосалонах, в «Меге», «Ашане» и других популярных торговых центрах в столице и крупных городах мы выставляем машины, чтобы поднять имидж и узнаваемость моделей. Мы не хотим весь рекламный бюджет израсходовать только на федеральных телеканалах - это дорого и не всегда дает нужный эффект. Если вы поедете в регионы, где у нас работают сильные дилеры, то увидите, что у нас там на самом деле идет очень мощная рекламная компания. Таким образом, кстати, мы поддерживаем наших партнеров в трудные времена.

- В общем, у вас такое настроение на российском рынке: перетерпеть тяжелые времена, продолжить развиваться, постараться предложить потребителям интересные продукты…

- Я считаю, что у Dongfeng хорошая база, у нас есть свои преимущества. Например, в линейке коммерческих автомобилей - машины грузоподъемностью от 1 до 40 тонн. Только до 8 т – 7 моделей! В легковом сегменте у нас пока всего две модели, но уже через полгода их будет уже 4. У вас еще не закончился кризис, но он больше всего влияет на потребительский спрос в категории легковых автомобилей. А спрос на коммерческую технику сейчас растет, и мы делаем акцент в своем бизнесе на легкие и средние грузовики.

- Вопрос немного не по теме, но, все-таки, как вы оцениваете перспективы марки LADA на международных рынках?

- На самом деле с вашей LADA мы в некотором смысле партнеры, потому что основной акционер вашего автозавода – альянс Renault-Nissan, а у нас с этим концерном большое совместное предприятие в Китае. Так вот, я считаю, что у LADA должно быть желание выйти на другие рынки, в том числе - на самый большой рынок. И если есть желание – почему бы и нет? Китай очень открытая страна, особенно для России, а ваш завод, насколько я знаю, выпускает сейчас очень неплохие машины. Но нужно понимать, что на китайском рынке очень сильная конкуренция. Если выбрана стратегия – присутствовать на китайском рынке - пожалуйста, но придется сразу здесь завод строить. Зато здесь любой бренд продает не меньше 300 тысяч автомобилей. Такой у нас рынок - очень большой!

Автор:  Игорь Моржаретто
Журнал:  autostat.ru
Оригинал:  https://www.autostat.ru/interview/34243/

Возврат к списку