Третья Кольская

11.10.2016

Этим постом мы завершаем цикл отчетов о поездках на Кольский в 2016 году
В него вошло все, что мы не успели или не смогли посмотреть в прошлые две поездки.
Хотя, как знать, может до конца года получится съездить еще раз.. )
DFM, Dongfeng motors. Третья КольскаяDFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья КольскаяDFM, Dongfeng motors. Третья Кольская

Наш экипаж уже знаком читателям по сравнительному тесту Гиперкар Vs MegaCruiser
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Дороги в мурманской области гораздо лучше подмосковных, поэтому низкопрофильная резина нас почти не смутила.
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Маршрут до Кольского уже привычный и ничем особенно не примечателен.
Лишь под Сясьстроем дали бой орде вампиров, тысячекратно превосходящей нас числом.
Врагов не мало полегло, в попытках остановить наше продвижение на Север.. ))
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Режим движения относительно расслабленный, в основном круиз и редкие обгоны тихоходных большегрузов. Расход по компьютеру менее 6 литров, что при баке в 51 литр дает запас хода почти 800 километров. Это как-то подозрительно много и кажется неправдоподобным, но наша экспедиция показала, что не проехать 600км на баке надо очень постараться, а 800 вполне реальный показатель, если никуда не спешить
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
К концу второго дня мы, по традиции, заталкиваем машину за Полярный круг
DFM, Dongfeng motors. Третья КольскаяDFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Закаты на трассе ловить сложно, но красиво )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Багажник у нас в этот раз намного меньше кузова пикапа, поэтому от бытовой газовой плитки пришлось отказаться. Взяли самую простую компактную и пару баллонов по 450гр к ней.
Готовили практически каждый день всю неделю - кофе, яйца, супы.. В итоге, не израсходовали и один баллон, второй привезли полный. Причем закипают 1,5 литра очень быстро. Я приятно удивлен экономичности и практичности приобретения )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Первым пунктом программы у нас Хибины, пролетаем Кандалакшу и мчимся в Апатиты, где собираемся ночевать. Вроде не сезон - пешком гулять сыро и мокро, а для лыж еще рано, поэтому засады с ночлегом мы не ожидали и ничего не бронировали заранее. Это была ошибка!
В Апатиах только одна гостиница - вонючая, шумная и грязная. В Кировске с туалетом в номере цены начинаются от 2400 за человека, а хостелы с общим санузлом на этаже все забиты под завязку и не сильно дешевле. Наш спасательный круг - Горняк в Оленегорске, где мы ночевали после перевала Геологов в прошлый раз. Как бы не так - тоже битком! Заняты даже одноместные люксы по 5600...
Время к полуночи, ночевать в машине вторую ночь подряд как-то не улыбалось и тут на выручку пришел гугол, который порекомендовал снять апартаменты за сущие копейки. Полностью меблированная двухкомнатная квартира, со свежим ремонтом, двумя кроватями и ЖК-телевизорами в каждой комнате стоит 2000р в сутки. Такой номер в Кировске обошелся бы наверно тысяч в 10. Хозяин предоставил свежее белье и полотенца, так что хороший отдых после дороги нам обеспечен - с утра в горы! )

Для начала заскочили на старый Апатитский аэродром.
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Взлетная полоса длиной более 1600 метров практически в идеальном состоянии и пустует
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Хочешь драг устраивай, хочешь дрифти, а хочешь - жди чуда.. )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Вокруг аэропорта прикольные овсяные поля, на которые мы не смогли не заехать )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Перед проторенной дорожкой на КСС попытались разведать другие тропы
Гора Расвумчорр, хорошая бетонка на рудник Центральный, но быстро заканчивается шлагбаумом
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Можно было бы попытаться найти объезды, но не с нашим внедорожным потенциалом )
Возвращаемся в русло. Хибины близко и погода начинает приходить в себя
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Дежурный визит на старый вокзал Кировска
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Благодаря действующему карьеру, первые 6км в сердце Хибин проходят по очень приличному грейдеру. Правда, на нем стоит опасаться самосвалов, которые носятся за выработкой с неадекватной скоростью..
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
А вот через 6км, до базы КСС ехать еще 15 километров, по руслу реки Вудъяврйок
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Дно относительно ровное и легко проезжается на стандартном внедорожнике. Вот только уровень воды зависит от погоды. У нас заявленной глубины брода вообще нет, но по моим прикидкам сантиметров 30 могли осилить без потерь. Только этого недостаточно.. Пробуем по берегу
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Рельеф достаточно сложный и каменистый с постоянным усугублением
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Будет повод вернуться! )

А рядом вполне паркетный съезд к горному озеру Малый Вудъявр (вудъ_явр - горное_озеро, в переводе с саамского)
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Народу вообще никого! Не сезон - я же говорил. Но кем забиты все кировские гостиницы?!. )

На фоне угнетенных растений
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
и они же на переднем плане )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
На закате у хребта Поачвумчорр
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Возращаемся ночевать в наши хоромы, цены на продукты в Апатитах примерно московские, а с утра выдвигаемся на Териберку, до которой какие-то жалкие 300 километров. При этом, я не устану повторять, отличного асфальта, который в москве еще поискать..

Занятное наблюдение - ближе к развилке Териберка-Зеленцы начинают попадаться деревянные отбойники связанные стальными тросами
Причем явно родом из СССР - дерево то тут практически не гниет.
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Что важнее, ровный асфальт с хорошей разметкой или новые отбойники?
В Мурманской области знают правильный ответ! ;)
И ведь мерзлота же, но асфальт сохраняется практически в идеальном состоянии. Как у них это получается?!

Сразу после поворота на Териберку начинается довольно противный грейдер. На пикапе мы бы немного подздули шины и спокойно вваливали 80-100. Но с нашими 16" дисками запаса по профилю практически нет, снижение давления чревато потерей покрышки или диска. Приходится тошнить 20 км/ч и глотать пыль попутных внедорожников ((
Дорогу скрашивают виды обочин с остовами антиснежных щитов и туристические поделки
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
На местности кажется проходят какие-то учения - вояк очень много
Мы даже случайно въехали в лагерь, в котором за горами притаились береговые ракетные комплексы Бастион (на следующий день они еще и стреляли, но мы были на водопаде)
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
А это уже Редут, того же назначения и явно готовый стрельнуть, если что..
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
архивное фото пуска такой установки
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
По дорогам дефилируют чьи-то боеприпасы
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
А стрельбы реально были
http://tass.ru/armiya-i-opk/3651457
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Береговые ракетчики Северного флота (СФ) на учениях разнородных сил уничтожили надводную цель в Баренцевом море. Как сообщили ТАСС в пресс-службе СФ, учебно-боевую стрельбу по морской цели выполнил дивизион берегового ракетного комплекса «Бастион» отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады СФ. «Стрельба противокорабельной крылатой ракетой выполнялась из позиционного района, расположенного на побережье Кольского полуострова по сложной морской мишенной позиции, находящейся на удалении более 100 километров», – сообщили на флоте.
Источник: http://bastion-opk.ru/Bastion/ ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА» A.V.Karpenko

в какой-то момент за нами даже была погоня, но догнать гиперкар невозможно!
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
А на следующий день при выезде на Рыбачий стояли танки )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Я столько военной техники даже на параде 9 мая не видел.. )))
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Отвлеклись.. )
Приехали в Териберку уже в сумерках на отливе, обнажившем кладбище кораблей
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Какого-то плана по ночлегу у нас не было, но яндекс говорил, что где-то на территории рыбного завода есть гостиница. И он не соврал! Двухместный номер со свежей мебелью из икеи и современным санузлом стоит 2000 рублей. В стоимость включен завтрак с казарменным рационом - тарелка каши, кусок хлеба и пакетик чая с кипятком ))
Жилье простое, но чистое и теплое. Да еще и сотовая вышка недалеко! Что еще нужно для полноценного отдыха?.. ))
Кто соберется, вот тут она
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
В эйфории от такой удачи едем на пляж!
Песка не боимся, а зря... В принципе, не хватило каких-то 1,5 метра, но копанулись качественно и почти сразу до днища. Песок тут коварный, по нему даже ходить не просто.. ))
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Ввернули проушину, прицепили стропу шаклами и пошли искать доброго человека, чтобы он нас дернул. Местность не дикая - минуты через 3 уже стояли на твердом грунте. Но желание выезжать на пляж отбило напрочь! ))

Утром водички на кладбище прибавилось
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Но в устье р.Териберки воды совсем мало и можно спокойно ходить по дну, усеянному медузами DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Основной целью на этот день у нас была береговая батарея
Про водопад мы знали, но фотки в интернетах как-то совсем не цепляли, а напрасно..
Именно водопад и его окрестности - основные достопримечательности Териберки, ради которых стоит 1,5 часа трястись по грейдеру! (пикапам 30 минут спокойной езды ;)))
От Лодейного, куда проедет любая пузотерка, до водопада километра 2 рельефной и каменистой грунтовки. Мы осилили примерно половину, а на внедорожнике с колесами запросто можно упереться в водопад бампером )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Проход к Баренцеву морю раньше преграждал забор колючей проволоки
Сейчас все немного проще и легко можно пройти к воде, если не боитесь поломать ноги на прибрежных окаменелых яйцах динозавров
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Перевал к водопаду
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
местами, практически брусчатка
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Берег Батарейного озера, уже почти дошли )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
А вот и он!
Вода падает с 20 метров и, проточенным ею каньоном, впадает в океан
Картинка не вполне передает масштаб
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
А вот так намного нагляднее )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
некоторые экстремалы спускаются слева от водопада вниз, прямо у воды..
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
А нам еще пару километров по горным тропам до батареи )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
позиции прикрытия береговой батареи
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
А вот и сама батарея, выбор расположения которой как-то не совсем очевиден..
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
страшно представить, сколько моряков тут погибло.. (
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Место, если честно, на любителя - пушки намного меньше чем на п-ве Средний и гнетущее осознание, что идешь по костям погибших..
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Но прогуляться по окрестностям однозначно стоит - места по-северному очаровательные
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Место совсем не дикое, но скоро станет унылым - успейте посетить!.. ;)
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Всего в 5 километрах от Териберки налево уходит ровный грейдер в месту случки Териберки и Мучки - реки такие )
Место живописное и пляжи роскошные - рекомендую заехать по пути
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Опять этот грейдер.. Но дотошнили аккуратненько до асфальта, где гиперкар в своей стихии )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Териберка
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
В Мурманск прибыли уже ближе к вечеру.
С гостиницей особо не заморачивались - выбрали ближайшую.
Ей оказался Моряк по 1700 за 2х местный номер. Мебель советская, ванная сидячая, но чисто и тихо.
Вода из-под крана в Мурманске рыжевато-соленая, предпочли использовать для питья и готовки бутилированную. А на Териберке можно было спокойно пить из крана - пресных озер полно и водозаборное мы проезжали к водопаду

Навестили спящего Ленина, разумеется )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
В самом Мурманске смотреть особенно нечего, значит утром будем пробиваться на Рыбачий.
По дороге заскакиваем на заброшенную радиообсерваторию, которую в утреннем тумане с дороги совсем не видно
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Сохранился только радиопрозрачный купол с потрясающим акустическим эффектом внутри )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Неподалеку был обнаружен неопознанный артефакт: металлическая сфера около 15см в диаметре, предположительно внеземного происхождения.
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Паспортный контроль на въезде в приграничную зону перед Титовкой для россиян занимает секунд 15
На съезде к Среднему, как я уже говорил выше, расположилась сельскохозяйственная техника двойного назначения, которая перепахала грунтовку так, что только подготовленные внедорожники могут особенно не заморачиваться с траекторией )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
У H30 Cross лифта подвески нет, поэтому мы достаточно быстро понимаем, что в этом направлении берега Баренцева моря нам не увидеть.. (
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Это не беда! - подумали мы. Ведь от Р-21 куча поворотов на север, многие из которых, судя по карте, идут к побережью!..
Пытались проехать во все Заозерски, Видяевы, Усть-Губы, Гаджиевы, Полярные - нигде обычному туристу берега не увидеть!
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Отличилась только Усть-Губа - помойкой на побережье.. ((
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Попытки попасть на берег за пределами ЗАТО так же потерпели фиаско - кроме военных дороги тут никому особенно не нужны.. )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Но нет худа без добра!
Иначе, мы никогда бы не увидели озеро Дикое, прилегающие к нему луга и заброшенную дорогу к рудникам
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Или старое русло М-18
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
На обратном пути застали включенный Мончегорск, коптящий всеми трубами - это реальный филиал Ада!
Поселок Никель просто ЕВРО-6, в сравнении ))
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
Ночевали в Кондапожском особняке, дешевле и спокойнее Медвежьегорского клоповника ;)
Заодно заехали на шунгитовый карьер. О волшебных свойствах местных ископаемых ходят легенды, но мы исключительно ознакомиться )
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
кстати, карьер продается за 450млн, вдруг нужен кому-то..
DFM, Dongfeng motors. Третья Кольская
А из Кондопоги и до дома рукой подать.. )

Итого: 7 дней, 5000 км, 380 литров Аи95

Как видите, даже за Полярным кругом можно интересно путешествовать без полного привода и грязевой резины. Не лишайте себя это удовольствия! )

Автор:  Михаил Гризли
Журнал:  misha-grizli.livejournal.com
Оригинал:  http://misha-grizli.livejournal.com/290928.html

Возврат к списку